История

История развития системы Гражданской защиты

Алматинской области

 

Гражданская защита, как комплекс мер по защите населения, возникла в связи с ростом боевых возможностей авиации. Ее зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны «К населению Петрограда и его окрестностей» (март 1918 г.) были впервые определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения.

В дальнейшем в оборонной политике проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне в единую систему. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 года «О противовоздушной обороне территории СССР» была образована местная противовоздушная оборона (МПВО).

В ходе Великой Отечественной войны бойцы частей и подразделений МПВО, а также личный состав невоенизированных формирований, комплектуемых из гражданского населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, разбирали завалы, обезвреживали не взорвавшиеся боеприпасы, возводили бомбо- и газоубежища, аэродромы, дороги и др. объекты. Примерно треть фугасов, предназначенных для промышленных и оборонных предприятий, была сброшена на ложные цели, созданные силами МПВО. Личный состав МПВО проявил в годы войны массовый героизм. Свыше 300 тысяч бойцов и командиров МПВО отмечены высокими правительственными наградами. Два инженерно-противохимических полка и Местная противовоздушная оборона г. Ленинграда награждены орденами Красного Знамени.

В связи с появлением реальной угрозы применения странами НАТО ядерного и других видов оружия массового поражения постановлением Правительства СССР от 13 июля 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону СССР. Были созданы Штабы Гражданской обороны и введена должность начальника Гражданской обороны страны, а также определены содержание работы всех звеньев Гражданской обороны, права и обязанности должностных лиц в ее системе, разработаны основы управления, определены задачи защиты от оружия массового поражения.

Именно с этого времени начинает свою историю Штаб Гражданской бороны Алматинской области, который был создан в соответствии с указанным постановлением в 1963 году. Штаб возглавил и руководил им 20 лет полковник Гирш Леонид Юзефович, ветеран Великой Отечественной Войны, награжден пятью орденами и более 30 медалями.

С 1983 по 1986 годы Штаб Гражданской бороны Алматинской области возглавлял полковник Кузденбаев Серик Салмагамбетович, ветеран Великой Отечественной Войны, награжден орденами и медалями.

С 1986 по 1993 годы Штаб Гражданской обороны Алматинской области возглавлял полковник Керимбаев Борис Тукенович, воин-интернационалист, награжден орденами и медалями.

С 1993 по 1996 годы Штаб Гражданской бороны Алматинской области возглавлял полковник Альжанов Калижан Куанышбаевич, воин-интернационалист, награжден Орденом Красной Звезды и медалями.

Каждый из указанных руководителей Штаба Гражданской обороны Алматинской области внес значительный вклад в становление и развитие его материально-технической базы.

В период с 1972 по 1991 годы появились новые аспекты в подготовке Гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление средств защиты населения от оружия массового поражения. В эти годы ежегодно в стране строились убежища общей вместимостью до 1,0 млн. человек и противорадиационные укрытия на 3,0 - 4,0 млн. человек. Приспосабливались под защитные сооружения метрополитен и подземные горные выработки. Создавался запас средств индивидуальной защиты для населения.

В этот период Штабом Гражданской обороны  Талды-Курганской области возглавляли подполковник Мухамедшин Азгар Динмухаметович (1968-1975 г.), полковник Кушеков Геннадий Мажикенович (1975-1978 г.), полковник Хлюпин Николай Иванович (1978-1983 г.), полковник Мох Анатолий Иванович (1983-1987 г.), полковник Джумабеков Корганбек Оспанович (1987-1997 г.).

полковник Хлюпин Николай Иванович был назначен на должность начальника Штаба ГО Талдыкоганской области с должности командира ракетного дивизиона, который дислоцировался в Томбовской области РСФСР. С приходом полковника Хлюпина значительно изменилась работа Штаба ГО области, возрос авторитет Штаба ГО перед руководством областного комитета партии и облисполкома. Именно им была внедрена практика проведения комплексных проверок и учений в районах с привлечением практически всех предприятий и организаций колхозов и совхозов, в том числе и населения. Такая работа давала наибольший эффект теоретической и практической подготовке руководящего состава, командиров формирований и населения. Большая работа была проведена по созданию и оборудованию учебно-материальной базы на областных и городских курсах, а также в городах и районах. В ходе подготовке и проведения учений, тренировок  выполнялись и вопросы производственного характера.

В течении короткого времени Талдыкорганская область под руководством Николай Ивановича достигла хороших результатов в организации и ведения Гражданской обороны и была в числе лучших среди областей республики.

В июне 1993 года полковник Хлюпин Николай Иванович был назначен на должность заместителя начальника Штаба ГО Казахской ССР.

Штаб ГО республики возглавлял генерал-лейтенант Алибеков, который являлся одним из опытнейших руководителей в Штабе ГО СССР.

В дальнейшем Николай Иванович был назначен начальником Штаба ГО Казахской ССР и ему было присвоено звание генерал-майор.

С 1983 по 1987 Штабом ГО области руководил полковник Мох Анатолий Иванович, который в своей работе сохранил прежние принципы руководства областной системы ГО и внедрял новые методы по обучению населения, подготовке формирований Гои была улучшена учебная база областных курсов. Большое внимание Анатолием Ивановичем уделялось строительству защитных сооружений, оборудованию пунктов управлений районов и городов, а также накоплению резерва средств индивидуальной защиты и приборов РХР.

В сложные 90-е годы Штаб ГО возглавлял полковник Джумабеков Корганбек Оспанович (1987-1997 г.), его профессиональные качества позволили во первых сохранить костяк Штаба ГО и в дальнейшем областного управления по чрезвычайным ситуациям, и во вторых на должном уровне проводить плановые мероприятия и организацию ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые происходили на территории области в тот период.

Так например: в 1993 году Текелийское землетрясение, 1994-1996 годах на большинстве рек области прошли мощные паводки, при которых были разрушены крупные автодорожные мосты, дороги, дачные и жилые строения. Именно в этот период проявилась под руководством Корганбек Оспановича областное управление по чрезвычайным ситуациям, оперативно были привлечены силы и средства ГО для ликвидации последствий стихии. Именно своевременные и эффективные действия в сложный период позволили не допустить жертв среди населения.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 октября 1995 года № 2541 «О совершенствовании структуры центральных исполнительных органов Республики Казахстан» был создан Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям – как центральный исполнительный орган, уполномоченный в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и Гражданской обороны страны. (Впоследствии, в рамках совершенствования структуры центральных исполнительных органов, ГКЧС был преобразован в Комитет по чрезвычайным ситуациям, а затем в Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям). В момент своего создания ГКЧС был образован на базе аппарата Государственной комиссии Республики Казахстан и республиканского Штаба Гражданской обороны. Это стало третьим этапом реформирования отрасли.
Правительственными постановлениями было утверждено Положение о Государственном комитете Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, утверждена его структура и штатная численность, определены подведомственные организации. Так, в состав ГКЧС вошли Республиканские курсы гражданской обороны, Казселезащита, Республиканский вычислительный центр коллективного пользования, воинские части Гражданской обороны. На базе областных и городских штабов Гражданской обороны были созданы территориальные управления ГКЧС. В составе центрального аппарата ГКЧС были образованы Главное управление Гражданской обороны и Главное управление предупреждения чрезвычайных ситуаций. Для управления оперативно-дежурными службами и организации аварийно-спасательных работ было создано Главное оперативное управление. Для проведения поисково-спасательных работ высокой сложности был создан Республиканский оперативно-спасательный отряд (РОСО) численностью 66 человек с дислокацией в г. Алматы.

В результате указанных реорганизационных мероприятий, а также присоединения Талды-Курганской области к Алматинской области Управление по чрезвычайным ситуациям Алматиснкой области возглавлял Ряботягов Владимир Николаевич (1996-2005 г.). Его практический опыт и организаторские способности также способствовали становлению и развитию Гражданской обороны.

Подполковник Кизат Ермекович Кистаубаев (2005-2006 ж.ж.) и полковник Марат Каниович Кундакбаев (2006-2008 ж.ж.) управляли департаментом, после которой постановлением Правительство Республики Казахстан № 5 от 2005 года 25 января с Управления вновь создали Департамент по чрезвычайным ситуациям.

Связи с проведенными реформами в системе МЧС РК в результате, с 2008 года с сентября месяца районные учреждения  которые были расположены на териитории области объядинились в одно руководство.

Начальникам Департамента назначали Данаева Даурена Төлегеновича, который исполнял обязанность до июля месяца 2011 года.

С июля 2011 года Департаментом по чрезвычайным ситуациям Алматинской области руководит  Битаев Сабит Кенжеханович.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июля 2008 года № 712 «Некоторые вопросы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан» государственные учреждения «Управление по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью Алматинской области», «Департамент противопожарной службы Алматинской области» а также «Департамент по чрезвычайным ситуациям Алматинской области» были реорганизованы путем слияния в один орган государственного управления – Департамент по чрезвычайным ситуациям Алматинской области.

Учитывая подверженность Алматинской области всем видам чрезвычайных ситуаций, объединение территориальных органов МЧС РК было проведено своевременно и позволило исключить дублирования функций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечить руководства на основе единоначалия, достижения целей единого оперативного замысла по защите населения и территорий от всех видов чрезвычайных ситуаций, поставленных перед Департаментом по чрезвычайным ситуациям Алматинской области.